История создания фарфора

Родиной фарфора и искусства его производства является Китай. На протяжении нескольких столетий китайские мастера оставались практически единственными, кому был доступен секрет изготовления фарфора. Неглазурованный фарфор они называли «фан-цу» или обточенный фарфор, в других же странах он был известен как бисквитный, паросский или неглазурованный фарфор. В процессе своего изготовления фарфор обжигается, по меньшей мере, один раз. Изначально он подвергался бисквитному обжигу после первоначальной обработки, когда он был еще настолько хрупким, что мог треснуть от нажатия пальцем, и оставался рыхлым. Погружение в глазурь, которая впитывалась пористым материалом, позволяло добиться твердости фарфора. При вторичном обжиге глазурь таяла и вплавлялась в глину, что придавало изделию сходство со стеклом. Данный процесс отличается от современной технологии производства неглазурованного фарфора, который получается твердым и долговечным без добавления глазури.

В Европе производство изделий из неглазурованного фарфора распространилось повсеместно в середине XVIII века. Во Франции изготавливали бюсты и медальоны с портретами людей на заводах, построенных в Севре, Менненси-Вильруа и Винсеннах. Французский мастер Дезош и немец Ромбрих создавали на дощечках из бисквита портреты с натуры на греческие сюжеты в обрамлении лавровых листьев, подражая стилю английского мастера Джозайи Веджвуда, который разработал уникальную технологию получения яшмовой массы с богатой палитрой цветов, которые не разрушались в процессе обжига. К концу столетия уже многие скульпторы занимались созданием статуэток из бисквитной керамики (в большинстве своем это были фигурки, изображающие классических героев или типичных персонажей — детей в идеализированном облике, метельщиков улиц или крестьянок). По всей видимости, неглазурованный фарфор приобрел популярность как противоположность не эстетичности глазурованного. Краски, которыми тот покрывался, были в те времена слишком резкими и яркими, а неглазурованный фарфор производил более сглаженное и приятное глазу впечатление. Во времена королевы Виктории неглазурованный фарфор использовался для изготовления голов и рук кукол (как античных, так и современных форм), которые затем тоже стали предметом производства коллекционных изделий. Начиная с восемнадцатого века